Руский Беларускi
 

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 10 г.Витебска»

Главная О школе Новости Объявления Образовательный процесс Платные услуги Каникулы Центр правовых знаний БРПО, БРСМ Профсоюз Родительский университет Страничка психолога Основы безопасности жизнедеятельности Страничка дефектолога Профориентация Попечительский совет Сотрудничество, шефы

Инновационный проект

В Витебске в православном Преображенском храме Успенского кафедрального собора 29 ноября прошли IV Витебские Рождественские образовательные чтения «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в современных условиях».

Чтения организованы Витебской епархией БПЦ совместно с Управлением образования Витебского облисполкома и Отделом по делам религий и национальностей Витебского облисполкома

Региональный этап Рождественских образовательных чтений проводится с целью обсуждения актуальных вопросов церковно-государственного взаимодействия в рамках реализации Программы сотрудничества между Витебским областным исполнительным комитетом и Витебской и Полоцкой епархиями БПЦ на 2016 -2020 годы. Нынешние Рождественские чтения призваны послужить продолжению конструктивного и доброжелательного сотрудничества Церкви, государственных структур и педагогического сообщества в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

В Рождественских образовательных чтениях принимала участие  директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 10 г. Витебска» Кораневская Ольга Петровна.

Учащаяся 11 «А» класса Курдеко Мария представила исследовательскую работу «Дорога к храму» (научный руководитель ЛеошкоТ.П.)

Состоялся Х Пасхальный слет молодежи Витебской епархии

19 апреля 2015 года по благословению архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия в городе Витебске прошел Х Пасхальный слет православной молодежи Витебской епархии.

Мероприятие началось с Божественной литургии в храме Преображения Господня. В богослужении приняли участие: председатель отдела религиозного образования и катехизации Тихвинской епархии, настоятель собора Благовещения Пресвятой Богородицы в городе Шлиссельбурге (Россия) протоиерей Евгений Горячев; руководитель отдела религиозного образования и катехизации Витебской епархии, настоятель Преображенского храма протоиерей Андрей Смольский; руководитель отдела по делам молодежи Витебской епархии протоиерей Александр Ковалёв, а также клирики Витебской епархии. Богослужение включало миссионерские элементы.

По завершении Божественной литургии состоялся крестный ход и молебное пение.

Следующим этапом слета стала экскурсия по центральным храмам города Витебска и по Витебской духовной семинарии. После участники мероприятия и все желающие посетили лекцию протоиерея Евгения Горячева, являющегося преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии. Выступление священника было посвящено вопросам библеистики. После лекции протоиерей Евгений ответил на вопросы слушателей.

 

Завершающим этапом слета стал Пасхальный бал, организованный в государственном учреждении образования «Средняя школа № 10 города Витебска». Мероприятие было подготовлено отделом по делам молодежи Витебской епархии совместно с администрацией школы. Участие в проведении молодежного бала принял Витебский государственный индустриально-технологический колледж, устроивший показ коллекции одежды народов мира. В ходе мероприятия были также представлены художественные номера, одним из которых стал «танец ангелов», подготовленный танцевальным коллективом «Наумия».

 

Витебская епархия / Church.by

 

Актуальность инновационного проекта

 

В современном обществе усиливается психологическая нагрузка на человека, неконтролируемое воздействие средств массовой информации, культа насилия, религиозных течений и сект, равнодушия, обмана, влияния улицы, стихийно-бытового общения. С возникновением духовного вакуума происходит резкое падение нравственного здоровья белорусского народа. Следовательно, смещаются духовно-нравственные ценности, искажаются идеалы воспитания, подрываются моральные устои: разрушается фундамент положительного социального воздействия общества на личность, особенно на подрастающее поколение. Проблемой является не только снижение общекультурного уровня учащихся, растущий дефицит гуманности и духовности, рост вандализма, жестокости, преступности, алкоголизации, наркомании, проявления суицидов среди молодежи, но и происходит деформация семьи. Семьи, находящиеся в социально опасном положении, не желающие брать на себя ответственность за воспитание детей, продолжают оставаться проблемой, как для учебного заведения, так и для государства в целом. Поэтому духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных задач, стоящей перед системой образования.

Подростковый период является одним из самых динамичных, самых интересных и самых рискованных периодов на протяжении всей человеческой жизни. Период взросления наполнен противоречиями внешнего и внутреннего плана. У подростка наблюдается громадная потребность в достижении независимости и автономности. На этом пути подросток переживает взлеты и падения, постоянно испытывает себя и ставит под сомнение свои прежние идеалы. В духовной жизни подростка происходит отделение и отказ от родителей как главных объектов привязанности и нахождение им заместителей вне семьи.

Именно в подростковом возрасте исключительно обострен и тяжело переживается раскол между идеалами и реальной жизнью, между искренней потребностью молодой души позитивно влиять на мир вокруг себя и еще неокрепшими моральными принципами, которые находились бы в ладу с собственным поведением.   Поэтому, особое внимание уделяется воспитанию законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.

В период взросления важно помочь подростку усвоить подлинную систему ценностей, без которой не существует целостной личности, помочь ему принять на себя полноту ответственности за свои дела, речи и мысли. Бунт подростка по большей части направлен против ложных авторитетов, а еще более против недостатка авторитетов. Следовательно, необходимо предлагать подросткам участие в молодежных организациях, удовлетворяющие различные запросы подрастающего поколения, и как один из вариантов это Дружина православных следопытов и православное краеведение.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются учащиеся, является принятие или непринятие  духовно-нравственных традиций  своей семьи, к которым он принадлежит с рождения и приучен образом жизни своих родителей. Недооценка важности того, будет ли и как будет молодой человек шаг за шагом приведен к праотеческой вере, которая, естественно, должна быть ему ближе и понятнее всего - может привести к далеко идущим последствиям.

Нравственная ответственность родителей (законных представителей), по отношению к подросткам, весьма высока. Для всецелого выполнения своих обязанностей  родители должны постоянно развиваться, как личности, что бы они оставались незыблемым авторитетом для своих детей.   Очень важно, чтобы рост благосостояния семьи не сопровождался исчезновением смысла жизни, нравственным регрессом, недостатком любви, дефицитом радости.  Следовательно, необходимо уже в школьные годы особое внимание уделить гендерному воспитанию учащихся, готовить к будущей семейной жизни, которая предусматривает защиту прав и свободу личности, ориентацию на здоровый образ жизни, укрепление семьи и родственных отношений, а также развивая приоритеты, сходные с основными нравственно-религиозными положениями христианства.

Необходимо продолжить последовательный поиск наиболее эффективных путей сотрудничества учреждения  образования и религиозных организаций в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Основополагающим принципом этого сотрудничества является право ребенка, а также родителей (законных представителей) на воспитание детей в соответствии со своими убеждениями и семейными традициями.

По своей проблематике инновационный проект является первым в стране – воспитание целостной, интеллектуально развитой, духовно зрелой, толерантной личности на православных традициях белорусского народа.

Впервые ставится проблема учета потребности семей нашей страны в воспитании детей на христианских традициях белорусского народа, с учетом преемственности: 5-7 классы -  8-9 классы.

 

 

 

1.    Цели и задачи инновационного проекта

 

3.1. Цель инновационного проекта:

Разработать модель организационно-методического обеспечения программы духовно-нравственного воспитания учащихся 8-9 классов на православных традициях белорусского народа.

 

3.2.  Задачи инновационного проекта:

Определить оптимальные варианты и параметры взаимодействия учреждения образования с органами государственного управления и управления образования,  с Витебской епархией   Белорусской Православной Церкви, общественностью, семьями учащихся в реализации задач духовно-нравственного воспитания учащихся 8-9  классов на православных традициях белорусского народа;

Разработать и внедрить инновационную программу духовно-нравственного воспитания учащихся 8 - 9 классов на православных традициях белорусского народа;

Разработать методические рекомендации по обеспечению преемственности в реализации программ духовно-нравственного воспитания учащихся 5-7 классов и 8-9 классов.

4.Обоснование целесообразности осуществления проекта.

В современном обществе усиливается психологическая нагрузка на человека, неконтролируемое воздействие средств массовой информации, культа насилия религиозных течений и сект, равнодушия, обмана, влияния улицы, стихийно-бытового общения. С возникновением духовного вакуума происходит резкое падение нравственного здоровья белорусского народа. Следовательно, смещаются духовно-нравственные ценности, искажаются идеалы воспитания, подрываются моральные устои: разрушается фундамент положительного социального воздействия общества на личность, особенно на подрастающее поколение. Проблемой является не только снижение общекультурного уровня учащихся, растущий дефицит гуманности и духовности, рост вандализма, жестокости, преступности, алкоголизации, наркомании, проявления суицидов среди молодежи, но и происходит деформация семьи. Семьи, находящиеся в социально опасном положении, не желающие брать на себя ответственность за воспитание детей, продолжают оставаться проблемой, как для учебного заведения, так и для государства в целом. Поэтому духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных задач, стоящей перед системой образования.

Подростковый период является одним из самых динамичных, самых интересных и самых рискованных периодов на протяжении всей человеческой жизни. Период взросления наполнен противоречиями внешнего и внутреннего плана. У подростка наблюдается громадная потребность в достижении независимости и автономности. На этом пути подросток переживает взлеты и падения, постоянно испытывает себя и ставит под сомнение свои прежние идеалы. В духовной жизни подростка происходит отделение и отказ от родителей как главных объектов привязанности и нахождение им заместителей вне семьи.

Именно в подростковом возрасте исключительно обострен и тяжело переживается раскол между идеалами и реальной жизнью, между искренней потребностью молодой души позитивно влиять на мир вокруг себя и еще неокрепшими моральными принципами, которые находились бы в ладу с собственным поведением.   Поэтому, особое внимание уделяется воспитанию законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.

В период взросления важно помочь подростку усвоить подлинную систему ценностей, без которой не существует целостной личности, помочь ему принять на себя полноту ответственности за свои дела, речи и мысли. Бунт подростка по большей части направлен против ложных авторитетов, а еще более против недостатка авторитетов. Следовательно, необходимо предлагать подросткам участие в молодежных организациях, удовлетворяющие различные запросы подрастающего поколения, и как один из вариантов это Дружина православных следопытов и православное краеведение.

Одна из наиболее важных проблем подросткового периода – это духовное становление молодого человека. Немецкий психолог Эдуард Шпрангер писал: «Становиться человеком всегда можно лишь в соприкосновении с Божественным» (Э. Шпрангер «Психология юношеского возраста»). В сильно встревоженном молодом разуме, ведомом естественным религиозным стремлением, содержится множество вопросов, сомнений о жизни и ее смысле, о Творце мира, о смерти.

Результат временами тяжелой внутренней борьбы молодого человека за веру не всегда благоприятен и позитивен. Некоторые подростки на протяжении многих лет остаются равнодушными по отношению к религии, национальным святыням, историческим ценностям.

Нравственная ответственность родителей, священнослужителей, педагогов по отношению к подросткам, особенно тем,  у которых есть проблемы с религией, весьма высока. По этой причине необходимо, чтобы все они были знакомы с проблемами религии, дабы противопоставить свой авторитет шарлатанам от религии. Для выполнения всех этих задач все эти воспитатели должны постоянно развивать свои личности, что бы их уважали и любили подростки.

Для молодых людей, которые усвоили для себя веру, важной психологической проблемой является мучительная и тягостная борьба с самим собой в попытках соединить веру с моралью, т.е. теоретически усвоенных знаний о вере с тем, что практически применяем в каждодневной жизни. Именно в подростковом возрасте исключительно обострен и тяжело переживается раскол между идеалами и реальной жизнью, между искренней потребностью молодой души позитивно влиять на мир вокруг себя и еще неокрепшими моральными принципами, которые находились бы в ладу с собственным поведением.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются учащиеся, является принятие или непринятие  духовно-нравственных традиций  своей семьи, к которым он принадлежит с рождения и приучен образом жизни своих родителей. Недооценка важности того, будет ли и как будет молодой человек шаг за шагом приведен к праотеческой вере, которая, естественно, должна быть ему ближе и понятнее всего - может привести к далеко идущим последствиям.

Нравственная ответственность родителей (законных представителей), по отношению к подросткам, весьма высока. Для всецелого выполнения своих обязанностей  родители должны постоянно развиваться, как личности, что бы они оставались незыблемым авторитетом для своих детей.   Очень важно, чтобы рост благосостояния семьи не сопровождался исчезновением смысла жизни, нравственным регрессом, недостатком любви, дефицитом радости.  Следовательно, необходимо уже в школьные годы особое внимание уделить гендерному воспитанию учащихся, готовить к будущей семейной жизни, которая предусматривает защиту прав и свободу личности, ориентацию на здоровый образ жизни, укрепление семьи и родственных отношений, а также развивая приоритеты, сходные с основными нравственно-религиозными положениями христианства.

Сложившаяся социально-культурная ситуация способствует тому, что в настоящее время наше светское воспитание определяет приоритеты, сходные с основными нравственно-религиозными положениями христианства: защита прав и свобод личности, ориентация на здоровый образ жизни, укрепление семьи и родственных отношений. Государственная система образования обязана удовлетворять все возрастающие запросы верующих семей.

За прошедшие полтора десятка лет белорусское государство и Церковь сделали значительные шаги навстречу друг другу по пути укрепления взаимопонимания и сотрудничества. Это позволило заложить основы для плодотворного взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том числе, в сфере образования.

Необходимо продолжить последовательный поиск наиболее эффективных путей сотрудничества учреждения  образования и религиозных организаций в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Основополагающим принципом этого сотрудничества является право ребенка, а также родителей (законных представителей) на воспитание детей в соответствии со своими убеждениями и семейными традициями.

По своей проблематике инновационный проект является первым в стране – воспитание целостной, интеллектуально развитой, духовно зрелой, толерантной личности на православных традициях белорусского народа.

Впервые ставится проблема учета потребности семей нашей страны в воспитании детей на христианских традициях белорусского народа.

 

5.Описание научных теорий и разработок, на основании которых создан инновационный проект

 

Духовно-нравственное воспитание личности зависит от эффективности социальных влияний, которые направлены на приобщение дошкольников и младших школьников к традиционным культурно-историческим и духовно-нравственным ценностям народа, на формирование нравственных идеалов, критериев оценки нравственного и безнравственного, знание нравственных правил и формирование соответствующих поведенческих моделей.

Успешность духовно-нравственного воспитания определяется уровнем системности взаимодействия и преемственности институтов воспитания, что обеспечивается программами и методическими материалами по духовно-нравственному воспитанию дошкольников и школьников на православных традициях белорусского народа.

Результативность духовно-нравственного воспитания найдет отражение в показателях положительной динамики межличностных отношений в группе детей, эмоционально-психологического климата детского коллектива, психологического комфорта каждого ребенка, положительных параметрах личностных профилей.

Сегодня в белорусском обществе продолжаются изменения, которые глубоко затрагивают все стороны жизни. Нравственность, система жизненных смыслов, ценностных ориентаций личности оказываются под угрозой, а значит, требуют к себе особенно пристального внимания. Самосохранение народа невозможно в отрыве от культурной традиции, важную часть которой для белорусского народа составляет наследие христианства. Ценностное отношение к христианским духовным традициям − это относительно устойчивая система взглядов и убеждений по отношению к окружающей действительности на основе христианского социального и культурного наследия, проявляющаяся в разнообразных связях и побуждающая человека соответственно строить своё поведение. Их формирование происходит под влиянием семьи, общества, Церкви и школы. Система образования призвана систематизировать и транслировать знания из области духовной жизни, а также нейтрализовать негативные последствия всех остальных воздействий. Эффективным направлением формирования ценностного отношения к христианским духовным традициям является изучение школьниками курсов по выбору духовно-нравственной направленности.

Духовно-нравственное воспитание личности зависит от эффективности социальных влияний, которые направлены на приобщение учащихся к традиционным культурно-историческим и духовно-нравственным ценностям народа, на формирование нравственных идеалов, критериев оценки нравственного и безнравственного, знание нравственных правил и формирование соответствующих поведенческих моделей.

 

5.1            Правовые основания и понятие светскости образования

 

Законодательство Республики Беларусь позволяет успешно строить взаимоотношения учреждений образования с исторически  традиционными конфессиями в вопросах духовно-нравственного воспитания учащихся.

Правовую основу государственно-религиозных отношений, а также права верующих учащихся и их родителей (законных представителей) на духовно-нравственное образование в светской школе в соответствии с национальными, культурными и религиозными традициями семьи и народа, составляют международные правовые акты, ратифицированные Республикой Беларусь.

Конституция Республики Беларусь в полном соответствии с международными правовыми нормами закрепляет принцип сотрудничества светского государства и религиозных организаций «с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа». Конституция, провозглашая принцип равноправия религий пред законом, в соответствии с общеевропейскими нормами признает неравнозначности религиозных концессий в истории, культурной, духовной и общественной жизни нашей страны.

Государство всячески заинтересовано в конструктивном сотрудничестве с исторически традиционными конфессиями, влияние которых в обществе неуклонно растет. Сложность задач, стоящих перед современным обществом, обострение глобальных проблем человечества заставляют ученых и практиков, работающих в области образования, уделять особое внимание исследованию феномена духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. При этом повышение эффективности духовно-нравственного воспитания связывается с обращением к исторически-традиционным духовным и культурным ценностям нашего народа.

В Республике Беларусь при соблюдении принципов равенства религий перед законом и светского характера государства успешно складываются партнерские отношения государства и ведущих исторически-традиционных Церквей.

Провозглашенный Конституцией принцип дифференцированного отношения государства к религиозным организациям содержательно раскрыт в Законе Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях». Закон называет исторически  традиционные конфессии в нашей стране.

Государственная система образования при выборе партнера в воспитании подрастающего поколения граждан исходят из следующего:

Белорусская Православная Церковь объединяет большинство населения нашего Отечества. Православие является культурообразующей религией белорусского народа, оказавшей определяющее влияние на формирование его духовности, культуры и государственности;

Католическая церковь в Республике Беларусь является второй по количеству прихожан. Католицизм является исторически традиционным для Беларуси, оказавшим существенное влияние на формирование культурных и духовных особенностей нашей страны;

Определенную роль в истории народа Беларуси сыграла Евангелическо-лютеранская церковь;

Иудаизм является исторически традиционной религией еврейского населения Беларуси;

Ислам – исторически традиционная религия белорусских татар.

Все перечисленные исторически традиционные для Беларуси религии формировали на протяжении многих столетий духовность и культуру белорусов, наш национальный менталитет.

Кодекс  Республики Беларусь об образовании (статья 2 пункт 4), Законы Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях», «О правах ребенка», Положение Совета Министров Республики Беларусь «О порядке, условиях, содержании и формах взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся», создают все необходимые правовые условия для реализации прав верующих родителей, для дифференциации воспитания и обучения с учетом религиозных и духовно-нравственных запросов детей и их родителей (законных представителей), для успешного сотрудничества системы образования и Церкви.

Эти документы регулируют порядок, условия, содержание и формы взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся.

В соответствии с Конституцией и законодательством страны подписано Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью (12 июня 2003 г.). Этот документ заложил основу всей архитектуры сотрудничества государства и Церкви во всех сферах социальной, культурной и духовной жизни народа. В Соглашении определены фундаментальные принципы взаимоотношений государства и Церкви и направления сотрудничества.

На основании данного соглашения были подписаны Программы сотрудничества Национальной Академии Наук, ведущих министерств и Белорусской Православной Церкви.

Взаимодействие в области образования определяется Программой сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2007-2010 гг. 2011-2014 года. На основании этой Программы разработан  и утвержден план сотрудничества Витебского  областного управления образованием с благочиниями Витебской епархии Белорусской Православной Церкви на 2011-2014 гг.      

Светский характер образования не препятствует взаимодействию учреждений и Церкви в вопросах воспитания, в решении общих социальных задач. С точки зрения конституционного права, светское образование – это не атеистическое или внерелигиозное, а общесоциальное гражданское образование, осуществляемое в соответствии с социальным заказом, сложившимся в обществе, по государственным образовательным стандартам.

Принцип светскости государства и образования означает разделение сфер деятельности и компетенции государства и Церкви, школы и Церкви. Не отделение Церкви от государства и школы от Церкви как социальных институтов, а разделение их полномочий. Можно пойти путем разделения социальных институтов в обществе, тем самым, подрывая основы целостности общественной жизни, как показывает наш исторический опыт. А можно разделить функции одного от функций другого для нормальной деятельности каждого института и всего общества в целом.

«Конституционный принцип светского характера государства реализуется через четкое разделение сфер компетенции и функций государства и религиозных объединений, что является предпосылкой их сотрудничества на взаимно приемлемых условиях». Принцип светскости государства «не означает вытеснения религии из всех областей жизни общества, отстранения религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач» («Концепция государственно-церковных отношений в Российской Федерации» 2001 г.).

Система взаимоотношений между государством и Белорусской Православной Церковью приобретает характер сотрудничества (партнерства) на основе четкого разделения их функций и компетенции. Белорусская Православная Церковь все в большей степени принимает участие в различных сферах жизни общества, где интересы Церкви и государства пересекаются, что находит отражение в Соглашении о сотрудничестве Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви и в Программах сотрудничества Церкви с Министерствами нашей республики.

Исторически принцип светскости государства и образования утвержден христианством в противовес сакрализации государственной власти (слияния религии и власти) языческими культами. Традиционно светскость государственной власти в православных странах понимается как гармоническое, неконфликтное, симфоническое распределение полномочий и функций государства и Церкви («Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», с. 75).

Принцип светскости государства как разделение функций и полномочий государственной и церковной властей в обществе исторически выработался и сформировался в православной цивилизации, в пространстве ее правовой культуры. Православная Церковь в соответствии со сложившейся религиозной культурой канонически ограничивает вмешательство церковных властей в сферу компетенции государства, одновременно ограничивая вмешательство государства и нецерковного общества в канонический строй жизни Церкви. Все это обуславливает безусловное признание Церковью принципа светскости государства и светскости государственного образования.

Различие природы Церкви и государства не исключает, а делает необходимым их сотрудничество. «Церковь призвана принимать участие в устроении человеческой жизни во всех областях, где это возможно, и объединять соответствующие усилия с представителями светской власти. Усилиями церковно-государственного взаимодействия должны являться соответствие церковного участия в государственных трудах природе и призванию Церкви, отсутствие государственного диктата в общественной деятельности Церкви, невовлеченность Церкви в те сферы деятельности государства, где ее труды невозможны вследствие канонических и иных причин» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, III, 8, 2000 г.).

Итак, традиционное в нашей культуре понимание отношения Церкви к государству и обществу, выражающееся в уважении принципа светскости государства, самостоятельности, автономности Церкви и государства как социальных институтов, свободного духовно-мировоззренческого выбора личности в обществе, позволяет уяснить место религии в современной государственно-общественной системе образования, более четко определить область светского образования.

Секулярное понимание светскости ведет к разрушению традиционной духовной культуры в обществе, к разрыву народа со своим историческим прошлым, отказ от самобытности, к отчуждению государства от любых форм духовной культуры. Этот путь ведет неизбежно к установлению в качестве государственной идеологии философского антропоцентризма и неоглобализма.

Прежняя трактовка светскости как полное отделение государства и школы от религии, как исключение влияния религии во всех сферах общественной жизни, как борьба с религией, в том числе и средствами образования является атеистическим пережитком. В современных условиях недопустима искаженная, идеологизированная трактовка светского характера образования в прежнем атеистическом (антирелигиозном) понимании (Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь от 16.09.1997 г. № 12-3/363).

Светским является образование, направленное на решение значимых для общества задач, регулируемое и поддерживаемое обществом через органы государственной власти в соответствии с существующим законодательством. Светский характер образования не означает вытеснение религии из процесса образования подрастающего поколения, отстранения религиозных объединений от участия в решении общественно-значимых задач (И.В. Метлик).

Весь разумный мир обучает своих детей вере, в форме, традиционной для той страны, где они родились. Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию «Образование и религия» (2005 г.), предполагающую расширение преподавания религиозных дисциплин в школах европейских стран. Опыт Великобритании, Норвегии, Финляндии, Израиля, Греции, России, и др. показывает, что в отдельных учреждениях образования воспитательные и образовательные программы могут реализоваться на конфессиональной или иной мировоззренческой основе (не противоречащей законодательству), что не является нарушением принципа светскости образования, если это делается по свободному выбору обучающихся или их родителей. Принцип свободы и разнообразия мировоззренческих подходов позволяет строить дошкольное (школьное и т.д.) образование на различных мировоззренческих принципах, реализуя эти возможности либо в форме вариативности образовательных программ в государственных учреждениях образования, либо в форме вариативности видов учреждений образования.

Необходимо создание гибкой системы сотрудничества органов управления и учреждений образования с исторически традиционными религиозными объединениями в тех сферах, где их интересы пересекаются. Такой сферой, прежде всего, является духовно-нравственное воспитание.

Светский характер образования разграничивает функции государства и Церкви, в силу чего учебное заведение не ставит своей целью формировать определенное отношение к религии или решать вопросы веры, это – функция Церкви. Родители либо сами обучающиеся вправе определять свое отношение к религии в соответствии с собственными убеждениями и семейными традициями. При решении вопроса о взаимодействии учреждения образования и религиозной организации в вопросах духовно-нравственного воспитания учащихся решающим аргументом для учебного заведения являются запросы учащихся и  их родителей (законных представителей).

Результативность духовно-нравственного воспитания найдет отражение в показателях положительной динамики межличностных отношений в группе учащихся, эмоционально-психологического климата детского коллектива, психологического комфорта каждого ребенка в своей семье.

 

5.2            Теоретические положения

Инновационный проект продолжает и развивает исследования, проводившиеся в 2003 – 2007 гг. в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью.

Методологической основой проекта являются идеи классиков педагогики - Пирогова Н.И. о приоритете воспитания над образованием, Ушинского К.Д. и Рачинского С.А. о единстве духовно-нравственного воспитания с традиционными для нашего народа православными ценностями. Авторы опирались на основополагающие идеи современной православной педагогики и психологии (Т.А. Флоренская, М.Я. Дворецкая, В. Коржевский, Б.В. Ничипоров, Л.В. Сурова, Е. Шестун, и др.). Приняты во внимание аксиологический и культурологический подходы, идеи христианской антропологии, где центральным понятием выступает духовная жизнь личности, в осуществлении которой и есть смысл развития (Святитель Феофан Затворник, А.И. Осипов, В. Свешников и др.)

Важным методологическим основанием является идея Е.Ярославского о том, что именно «… с детских лет в сознание ребенка входит целый ряд религиозных понятий, образов, причем, именно в те годы, когда ребенок наиболее впечатлителен» (Ярославский Е.О. О религии. – М., 1957. С. 109-110). В итоге эти понятия иногда составляют более или менее целостную систему, систему миропонимания. Как концептуальная принята идея философа А.И. Ильина о единстве духовного, нравственного и патриотического воспитания: воспитание детей есть именно пробуждение их бессознательного чувствилища к национальному и духовному опыту, укреплению в нем их сердца, их воли, их воображения и их творческих замыслов. Забыв о правильном соотношении общечеловеческого и своего родного мы воспитываем человека без Родины, которому безразличны ее судьбы М., 1957. С. 109-110). В итоге эти понятия иногда составляют более или менее целостную систему, систему миропонимания. Как концептуальная принята идея философа А.И. Ильина о единстве духовного, нравственного и патриотического воспитания: воспитание детей есть именно пробуждение их бессознательного чувствилища к национальному и духовному опыту, укреплению в нем их сердца, их воли, их воображения и их творческих замыслов. Забыв о правильном соотношении общечеловеческого и своего родного мы воспитываем человека без Родины, которому безразличны ее судьбы».

Авторы учитывали мировоззренческие позиции выдающегося православного философа и психолога В.В.Зеньковского о наличии духовной жизни в ребенке, необходимости и возможности творческого развития системы духовной культуры, в рамках которой должна быть построена и система православной педагогики. Центральным понятием выступает духовная жизнь личности, в осуществлении которой и есть смысл развития, т.е. не просто «движение к дифференцированию и объединению психики, но и к раскрытию индивидуальности». (В.В.Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин: Фонд христианская жизнь 2002. С.76) Для психологии детства чрезвычайно важен тезис о том, что духовная жизнь непроизводна, т.е. не рождается, не созидается эмпирически, но она нуждается для своего развития в эмпирическом материале, которым опосредствуется, «именно в этом смысле эмпирия имеет инструментальное значение в духовном развитии» (там же, стр. 164). Возможность, доступность постижения ребенком духовных категорий  обеспечивается исходной гипотезой, что «интуиция смысла в мире… является началом и движущей силой религиозного сознания ребенка», (там же, с.170), религиозные категории вызывают у него горячий интерес, непосредственную веру в то, что во всем есть смысл. «Касание к этой сфере смыслов изначальная точка всей духовной жизни ребенка – умственной, религиозной, моральной, эстетической. Все религиозные явления столь богатые и насыщенные, не требуют для детского сознания никаких усилий при их оформлении. Возможность и целесообразность духовного воспитания в этом возрасте определяется тезисом о том, что в детском возрасте «изначальное раздвоение в духовной сфере не достигает еще плана сознания, что со стороны сознания нет еще ничего, что усиливало бы или подчеркивало возможность роста личности в противопоставлении себя, своей самости Богу. Наивный эгоцентризм ребенка в эту пору не мешает ни развитию живого интереса к окружающему миру, ни простоте и серьезности обращении души к Богу» (там же, с.171-172).

Проблема духовности осознаётся в настоящее время как междисциплинарная, имеющая выраженную теоретико-методологическую актуальность, и несомненную практическую значимость. Предметом внимания становится внутренний мир человека, его самосознание, смысложизненные ориентации, «со-бытие», наконец, психологическое здоровье в целом. Обращение науки к данной проблематике объективировано, с одной стороны, сложившейся социокультурной ситуацией, которая содержит множество негативных факторов для становления личности, результаты воздействия которых реально представлены в возрастающих показателях суицидального поведения людей всех возрастных категорий; в синдроме «бездуховности» подростков; в отрицании или потере смысла жизни, в «видении» его в состояниях, сопряжённых с употреблением аддиктивных средств; в деформации внутренней картины мира в направлении демонизации, агрессивности, меркантилизации, наконец, в возрастании показателя психических расстройств. С другой стороны, эволюцией культурно-научных традиций в каждую историческую эпоху, то есть, изменением представлений человека о мире и своём месте в нём, знаний о природе сущего, о сути наблюдаемых процессов и явлений, о способах обращения с этим знанием. Анализируя исторические особенности становления социальной психологии, профессор В.А. Янчук выделяет и описывает постмодернистскую традицию как перспективную современную традицию, благодаря которой «…берётся курс на обеспечение тесной связи психологической науки с повседневной жизнью человека, но целью становится не поиск истин, а предложение альтернатив, отражающих многообразие трактовок того или иного явления. … Таким образом, психологическая наука должна изменить свою исходную позицию, должна включать в плоскость рассмотрения континуальность феноменологии и способы легитимизации обретённого знания, связанного с отношением к экзистенциальным переживаниям».

Представляется разумным не противостояние, а взаимное обогащение и дополнение способов поиска источников духовности личности, факторов, помогающих её обретению и тем самым восхождению к духовным вершинам бытия. Актуальность построения вершинной психологии была осознана Л.С. Выготским и представителем экзистенциальной ориентации в психологии В. Франклом как оппозиция глубинной психологии. «Вершинная психология» по Выготскому определяет не «глубины», а «вершины» личности. Франкл в этой связи постулирует следующее: «…экзистенциальный анализ есть нечто противоположное так называемой (называющей себя так) глубинной психологии. Глубинная психология забывает, что её противоположностью является не поверхностная, а вершинная психология,… которая не забывает в человеке также  духовное и стремится быть психотерапией духа и в этом смысле знает о существовании духовного измерения человеческого бытия. Духовность конституирует человека, она присуща ему биологически и даже анатомически и нет такой стадии в процессе человеческого развития, «…на которой бы те признаки, которые мы называем  духовными, появлялись бы с запозданием».

Следует считаться с психологическим фактом, что уже к 3-5 годам у человека на бессознательном уровне складывается определённый смысл и направленность жизни. Этот факт нашёл своё подтверждение в ряде эмпирических исследований детской психологии. К примеру, Н.И. Непомнящая выявила наличие у детей иерархической структуры ценностностей, как устойчивых психологических образований, представляющих собой единство между наиболее значимой для человека действительностью, той или иной стороной его жизни и способами осознания, выделения и утверждения себя, своего Я в системе отношений с окружающими людьми. Эти ценностности выступают в дальнейшей жизни человека в качестве базовых оснований, и, обладая качеством устойчивости и константности, во многом определяют внутреннюю картину мира человека.

Обращаясь к исследованиям значений как семантического основания культуры, духовного опыта человечества А.Н. Леонтьева, объективации значений в общественном сознании В.Ф. Петренко, можно утверждать, что духовность человека порождается в процессе усвоения им значений, объективированных в общественном сознании, и выявления скрытых за значениями смыслов. Иными словами, с психологической точки зрения  духовное Я формируется именно в процессах смыслообразования – порождения самим человеком как смысла конкретных социальных ситуаций, так и смысла жизни в целом.

На ранних этапах онтогенеза в качестве таких психологических механизмов выступают осознаваемые детьми ценностности, как базовые основания личности. В них необходимо искать истоки духовных способностей, так как ценностно-смысловая организация личности считается важнейшим компонентом её духовных способностей.

Современная отрасль психологии – социальная психология детства – рассматривает в качестве своего предмета исследований такие системообразующие понятия и категории как отношение, социогенез, детская картина мира. Важнейшим из них, по мнению В. Абраменковой, выступает понятие «отношение» как смысловая сфера сознания, направленность личности. Одной из форм существования отношений является психологическое пространство, то есть протяжённость, структурность и место осуществления этого отношения. Выделяя в контексте пространства несколько плоскостей, в качестве вертикальной признаётся плоскость духовных отношений «ребёнок – Творец», определяющая независимо от религиозной принадлежности семьи становление категории совести в сознании ребёнка и задающей моральное пространство представлений о добре и зле  (В. Абраменкова). Очевидна перспективность не только теоретических, но и эмпирических исследований в контексте данного научного подхода, результаты которых несомненно внесут весомый вклад как в систему теоретических представлений о становлении духовности, так и в решение актуальных проблем формирования личности.

Гуманное отношение при условии присвоения его ребенком как ценностности приобретает статус «безусловных личностных ценностей и порождает стремление к защите, содействию помощи» [Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии, 2002., №1. С. 3].

 

 

 

 

6                   Описание структуры и содержания  внедрения  инновационного проекта

 

Реализация инновационного проекта предусмотрено «Программой сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью», подготовленной в рамках «Соглашения о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью» от 12 июня 2003 г.

Программы «Духовно-нравственное воспитание школьников на православных традициях белорусского народа» разработаны НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь и прошли экспериментальную апробацию. Работа над программами велась по благословению Высокопреосвященного Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси.

Настоящий инновационный проект развивает и углубляет результаты проекта, проводившегося в 2011-2013 гг.

Открытие предлагаемого инновационного проекта на базе учреждения образования, внедрившего программу духовно-нравственного воспитания учащихся 5 – 7 классов позволит в полной мере использовать накопленный методический опыт, кадровый потенциал школы, опыт сотрудничества с семьями и православными приходами. Инновационный проект позволит разработать, апробировать и внедрить программу духовно-нравственного воспитания учащихся  в 8 – 9 классах.

 Новый проект ставит задачи создания системы духовно-нравственного воспитания в работе с учащимися, родителями, педагогическими работниками, Витебской епархией Белорусской православной Церкви.

 

 

 

 

 

6.1                Содержание и формы работы с учащимися

 

Данный проект предусматривает как создание новых инновационных классов, так и продолжение работы в классах которые принимали участие во  внедрении программ духовно-нравственного воспитания. В данных классах предусматривается системный и комплексный подход в духовно-нравственном воспитании учащихся на традиционных для нашего народа православных ценностях. Будут отработаны организационные принципы взаимодействия учреждения образования, православного прихода и общественности в вопросах воспитательной деятельности. Предусматривается обеспечение преемственности воспитания на основе программы духовно-нравственного воспитания в 5 – 7 классах, а сейчас в 8 – 9 классах.

Изменение общественного сознания, обогащение и расширение духовных потребностей населения ставит задачу дифференциации воспитания школьников с учетом социального заказа родителей, представляющих самую массовую исторически-традиционную для Беларуси конфессию. Возможность дифференцированного воспитания детей с учетом духовно-нравственных запросов их родителей осуществляется на добровольных началах.

Инновационные классы открываются руководством  учреждения образования, по запросу родителей (законных представителей), с ведома органов управления образования и благочинного данного церковного округа. (Методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь от 09.09.2005 г. № 21-12, 193-2, п.9). Создание таких классов предусматривается  Программой сотрудничества органов управления образования и Белорусской Православной Церкви на уровне области и района.

Исходя из запросов родителей, подготовленности детей и возможностей учреждения образования для каждой возрастной ступени разработаны различные варианты программ: занятия по интересам, факультативны, программы воспитательной работы.

Педагогический процесс в инновационных группах и классах, работающих по предлагаемым программам, осуществляется на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.

В инновационных классах предусматривается создание воспитательной системы, в которой приоритетными направлениями работы являются:

1.1. воспитание толерантности, означающей в данном контексте, что сотрудничество учреждения образования с Белорусской Православной Церковью не имеет целью ущемления прав других конфессий или граждан и не препятствует им развивать в рамках действующего законодательства сотрудничество с системой образования;

         1.2 развитие православного краеведения;

1.3 гендерное воспитание учащихся;

1.4 воспитание личности человека, духовно-нравственном и патриотическом воспитании учащихся, в коррекции поведения и социальной поддержке детей и подростков с девиантным поведением, оказавшихся в социально опасном положении;

         1.5. участие в благотворительной деятельности;

         1.6. работа Дружины православных следопытов;

         1.7. проведение исследований по духовно-нравственной, психолого-педагогической, церковно-исторической и культурологической тематике.

Духовно-нравственное воспитание органически вплетается в образовательный  процесс и составляет его неотъемлемую часть, в частности на таких уроках, как русской и белорусской литературы, истории, обществоведения. Данные уроки помогут научить быть милосердными, благодарными, щедрыми, терпеливыми, благожелательными, честными, спокойными, радостными и великодушными, но в то же время мужественными и храбрыми в борьбе со злом.

Программа духовно-нравственного воспитания не разделяет и не противопоставляет детей по конфессиональному признаку, прием детей в классы духовно-нравственного воспитания осуществляется не по конфессиональному признаку, а на основе желания родителей.

В инновационных классах воспитательная работа в соответствии с программой организуется как со всем классом (на занятиях и в повседневной жизни), так и в организации отдельных воспитательных мероприятий, работы подгрупп, кружков, клубов в зависимости от выбора законных представителей учащихся и учителя.

В своей работе с учащимися предусматриваются следующие виды деятельности:

Праздник – торжество, празднование дня, по уставу церкви, или же по случаю и в память церковного события либо святого, государственного события;

Работа - с текстами, картами, составление кроссвордов;

Рассказ - небольшое иллюстрированное изложение одного эпизода, отдельного события или случая из жизни героя на морально – религиозные темы с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками;

Семинар – групповое занятие по морально - религиозной теме при активном участии учащихся;

Урок – беседа, чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием;

Анализ поэтического текста с раскрытием идеи, темы, сюжетов и образов религиозного содержания;

Анкетирование - средство для получения информации по духовно-нравственной культуре. Представляет собой комплекс вопросов, каждый из которых связан с определенной задачей исследования по данной теме (диагностика, коррекция);

Беседа – взаимный разговор, общительная речь между учителем и учениками с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;

Выставка – собрание творческих работ для обозрения с целью ознакомления;

Диспут – коллективный спор на общественно важный вопрос по духовно - нравственным вопросам;

Краеведческая работа – работа по изучению истории храмов, особенностей архитектуры;

Круглый стол – обсуждение какого-либо аспекта по  заранее изученным вопросам;

     Лекция – короткое иллюстрированное занятие.

Педагоги-современники понимают духовность как качество личности так: «Духовность не измеряется физическими величинами.… У духовности иная мера – система ценностей, поступки людей».

Проект позволит раскрыть духовность через привитие учащимся следующую систему ценностей:

Уход – оказание помощи больным, инвалидам, престарелым;

Экскурсия – поездка, посещение храмов, монастырей, ознакомление с достопримечательностями в образовательных целях;

Паломничество – путешествие к святым местам с целью поклонения церковным реликвиям, святыням;

Память о предках – способность сохранять и воспроизводить в сознании, мыслях, поступках, чувствах воспоминание об умерших родных и близких;

Пожертвования – дар людям одежды,  книг;

Поминовение – день памяти об умерших, участие в поминальных богослужениях об упокоении умерших родных и близких, павших воинов (11 сентября – поминаются особо воины, погибшие на войне и умершие от ран; 9 мая – также погибшие воины, умершие в госпиталях, лагерях и без вести пропавшие в дни Великой Отечественной войны);

Попечение – покровительство, внимание, забота о ветеранах, сиротах;

Милосердие – готовность и желание помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия;

Миссионерство – пропаганда христианского мировоззрения, встречи с выступлениями, концертами, театральными постановками.

 

6.2 Содержание и формы работы с семьями учащихся

 

В ходе реализации инновационного проекта, в частности в работе с родителями (законными представителями) мы ставим перед собой следующую задачу:

Разработать и апробировать систему работы педагогических работников учреждения образования с родителями, направленную на формирование культуры гендерных отношений  подростков, возродить лучше отечественые традиции семейного воспитания, повысить значение семейных ценностей.

Воспитательный процесс в инновационных группах и классах осуществляется на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.

Семья играет важную роль в жизни человека любого возраста, значение семьи в развития его личности первостепенно. Духовно-нравственными ценностями, усвоенными в детстве в семье, человек затем руководствуется в своей взрослой жизни.

Необходимость налаживания тесного взаимодействия педагогического коллектива и законных представителей (родителей)  определяется решающей ролью семьи в формировании нравственных понятий, ценностных нравственных ориентаций и норм поведения ребенка с целью воспитания достойного члена общества.

Родители осуществляют в семье развитие своего ребенка в соответствии со своими убеждениями, устоями, нравственными ценностями. Организуя сотрудничество с семьями по  следующим направлениям:

1. духовно-нравственное воспитание детей на православных традициях белорусского народа, с учетом, как светского характера образования, так и особенностей духовно-нравственных ценностей семьи ребенка;

2. психолого-педагогическая поддержка и просвещение родителей в налаживании семейного воспитания;

3. проведение совместных мероприятий родители и дети;

4. благотворительная деятельность.

Результатом подобной работы явится оптимальная организация духовно-нравственного воспитания ребенка на православных традициях как в учебном заведении, так и в семье.

Предусмотренная программой воспитательная работа строится с учетом уклада жизни каждой конкретной семьи. В программах выделены специальные задачи по организации сотрудничества с семьями.

 

6.3 Содержание и формы повышения квалификации педагогических работников

 

Задачами, стоящими перед педагогическими работниками учреждения образования, являются:

1.  насыщение педагогического процесса духовно-нравственным содержанием;

2.  поиск разнообразных средств и приемов педагогического воздействия на чувства ребенка;

3.  использование возникающих проблемных ситуаций в целях духовно-нравственного воспитания детей;

4.  создание одухотворенного социального пространства жизнедеятельности детей;

5.  привлечение учащихся к созданию творческих проектов;

6.  организация внеклассных мероприятий;

7.  организация работы Дружины православных следопытов.

Консультантами инновационного проекта Финькевич Л. В., заведующей кафедрой психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидатом психологических наук и Бройко А. В., директором общественного объединения «Центр православного просвещения преподобной Евфросинии Полоцкой» проводятся постоянные консультации, совместно с органами управления образованием организуются республиканские научно-практические семинары для участников проекта.

Совместно с Учреждением образования «Академия последипломного образования» проводятся республиканские курсы повышения квалификации педагогов по проблемам преподавания «Основ православной культуры» и духовно-нравственного воспитания на православных традициях белорусского народа.

Совместно с учреждением дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования» организуется учеба педагогических кадров, обмен педагогическим опытом, осуществляется научно-методическое сопровождение работы инновационных площадок.

В учреждении образования продолжит работу постоянно - действующий семинар с привлечением к сотрудничеству преподавателей ВГУ, кафедра истории, теологии, психологии, Витебской духовной семинарии, методистов государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования», представителей духовенства.

Для проведения обучающих семинаров с целью оказания помощи работы учителям в работе над творческими проектами предполагается приглашение слушателей Витебской духовной семинарии, преподавателей кафедры теологии ВГУ.

В учреждении образование осуществляется работа методического объединения педагогических работников «Инновационный подход к воспитанию учащихся».

Члены методического объединения «Инновационный подход к воспитанию учащихся» принимают активное участие в работе Витебского филиала Центр православного просвещения преподобной Евфросинии Полоцкой.

Налажен тесный контакт с Дирекцией Всероссийской молодежной организации Православные следопыты, чей опыт очень необходим для работы с Дружиной православные следопыты.

 

А. Дистервег считал, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным примером для наблюдения, самым живым примером для ученика является сам учитель.… Его личность завоевывает ему уважение, влияние, силу. Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя».


6.4.Содержание и формы сотрудничества с Витебской епархией Белорусской православной церковью

 

Сотрудничество  учреждения образования с благочинными Витебской епархией Белорусской православной церковью осуществляется в соответствии с  совместным планом работы.

Освещение хода выполнения Программы сотрудничества осуществляет в средствах массовой информации, на официальном Интернет-сайте учреждений образования, на телеканале «Истоки».

Сотрудничество подразумевает собой и проведение совместных общешкольных праздников, посвященных Рождеству Христову, великой Пасхе,  мероприятий посвященных  жизни преподобной Евфросинии Полоцкой, Симеону Полоцкому, Кириллу  Туровскому, Франциску Скорине. Учащиеся школы принимают участие в концертах духовной музыки, проводимых в Витебской Филармонии

Представители епархии принимают активное участие в воспитательных мероприятиях, направленных на формирование ответственного поведения детей и подростков, основанного на нормах морали и права, заседаниях совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и  правонарушений, педагогических советах, общешкольных и классных родительских собраниях.

В работе с семьями учащихся священнослужители принимают активное участие в  заседаниях клуба «Гармоничная семья»,  заседаниях     круглого стола «Православная культура в многодетных семьях» и  «Семья, которая  меня  хранит».

В летний период в работе летнего лагеря «Следопыты», совместного с Витебской епархией планируется организовать работу по краеведению, уходу за могилами и местами захоронений защитников Отечества,  проведению акций «Дети-детям», «Милосердие», конкурсы «Я и моя семья», «Память сердца» (стихи, рисунки, песни, мини-сочинения).

         Планируется продолжить работу Дружины православных следопытов, направив данную работу на развитие проектной деятельности.

С представителями Витебской епархии предполагается проведение  совместных мероприятий по гендерному и семейному воспитанию молодежи на основе христианских ценностей, организацию комплекса  совместных мероприятий с родителями учащихся: родительских конференций  по проблемам православной педагогики, лекций, бесед, встреч и проповедей по сохранению и упрочению традиционных ценностей многодетной семьи, укреплению в семье детско-родительских отношений.

Незаменимую помощь продолжат оказывать священнослужители при проведении  в учреждении образования информационных мероприятий, направленных на профилактику негативного влияния тоталитарных сект и деструктивных культов.

 

 

 

7        Программа  инновационной работы

I этап – организационно-подготовительный: изучение педагогами программно-методического обеспечения инновационного проекта, содержания программ и методического обеспечения, создание школьного методического объединения педагогов по проблемам духовно-нравственного воспитания на православных традициях белорусского народа; ознакомление родителей с содержанием и задачами инновационного проекта, выявление социальных партнеров, создание инновационных классов и групп; планирование инновационной деятельности учреждений образования и взаимодействия с православными приходами, формирование образовательного пространства – август-сентябрь 2013 г.

II этап – внедренческий: внедрение в инновационных 8 – 9 классах школы программ «Духовно-нравственное воспитание школьников на православных традициях белорусского народа» - октябрь 2013 – апрель 2015.

Создание организационной модели внедрения программ духовно-нравственного воспитания учащихся среднего школьного возраста на православных традициях белорусского народа, обеспечение преемственности духовно-нравственного воспитания в начальной школе и средних классах общеобразовательной школы.

Проведение курсовой переподготовки педагогов по проблемам духовно-нравственного воспитания.

Внедрение программ постоянно действующих семинаров и лекториев по проблемам духовно-нравственного воспитания для родителей.

Подготовка методических пособий для педагогов и промежуточного отчета; проведение научно-практических конференций, семинаров, индивидуальных консультаций.

III этап – рефлексивно-обобщающий: определение эффективности внедрения программ. Анализ и описание полученных результатов. Подготовка итогового отчета май – июнь 2015 г.

 

 

8                   Календарный план реализации инновационного проекта на 2013/2014 учебный год

 

№ п.п.

Сроки

Содержание

Ответственные

 

Организация работы с педагогическими кадрами

 

 

1

Август

2013

ИМС «Организация работы  инновационных классов»

Кораневская О.П.,

директор

 

2

Сентябрь

2013

Заседание ШМФ «Инновационный подход к воспитанию учащихся»

Николаева Т.О.,

руководитель ШМО

 

3

Октябрь

2013

Организация работы интеллектуального клуба «Колесо истории»

Баталко Е.И.,

библиотекарь

 

4

Ноябрь

2013

Конкурс методических разработок внеклассных мероприятий

Пантелеева О.А.,

заместитель директора по учебной работе

 

5

Декабрь

2013

ПДС «Организация работы православных следопытов».

Николаева Т.О.,

руководитель ШМО


6

Организация зимнего похода

 Жубаркин В.Э.,

заместитель директора по учебной работе


7

Январь

2014

Заседание ШМФ «Инновационный подход к воспитанию учащихся»

Николаева Т.О.,

руководитель ШМО


8

Рождественские чтения

Витебская епархия


9

Февраль

 2014

Конкурс методических разработок уроков

Пантелеева О.А.,

заместитель директора по учебной работе

 

10

Март

2014

ПДС «Организация работы православных следопытов».

Николаева Т.О.,

руководитель ШМО


11

Весенняя краеведческая экспедиция «Святыни Беларуси»

Витебская епархия


12

Апрель

 2014

Заседание ШМФ «Инновационный подход к воспитанию учащихся»

Николаева Т.О.,

руководитель ШМО


13

Пасхальные чтения

Витебская епархия


14

Май

2014

ПДС «Организация работы православных следопытов».

Николаева Т.О.,

руководитель ШМО


15

Летний отдых учащихся инновационных классов.

Злотникова Н.Ю.,

заместитель директора по воспитательной работе


16

Июнь

 2014

Православный лагерь «Следопыты»

Злотникова Н.Ю.,

заместитель директора по воспитательной

 

17

Август

2014

ИМС «Организация работы  инновационных классов»

Николаева Т.О.,

руководитель ШМО

 

Организация работы с родителями

 

 

18

Ежемесячно

Родительская газета

Баталко Е.И.,

библиотекарь

 

19

Сентябрь, ноябрь, январь, март, май

Клуб «Гармоничная семья»

Андреева Т.Э.,

педагог психолог

 

20

Август 2013

Родительское собрания: ознакомление родителей с содержанием и задачами инновационного проекта

Кораневская О.П.,

директор

 

21

Сентябрь

2013

Постоянно действующий родительский семинар «Ребенок учится тому, что видит в дому»

Николаева Т.О.,

руководитель ШМО,

Витебская епархия


22

Октябрь

2013

Организация и проведение праздника «Мама — слово дорогое» (Покров Божией Матери)

Николаева Т.О.,

руководитель ШМО

 

23

Ноябрь

2013

Постоянно действующий родительский семинар «Ребенок учится тому, что видит в дому»

Николаева Т.О.,

руководитель ШМО,

Витебская епархия

 

24

Декабрь 2013

Благотворительная акция «Не печалься малыш»

Щербакова Д.В.,

педагог социальный


круглый стол «Православная культура в многодетных семьях»

Николаева Т.О.,

руководитель ШМО,

Витебская епархия


25


26

Январь

2014

Организация и проведение праздника «Святая ночь» (Рождество Христово)

Николаева Т.О.,

руководитель ШМО

 

27

Февраль 2014

Постоянно действующий родительский семинар «Ребенок учится тому, что видит в дому»

Николаева Т.О.,

руководитель ШМО,

Витебская епархия

 

28

Март

2014

Родительская конференция «Отдыхаем вместе»

Злотникова Н.Ю.,

заместитель директора по воспитательной работе

 

29

Апрель 2014

Организация и проведение праздника «Пасха в гости к нам пришла»

Николаева Т.О.,

руководитель ШМО

 

30

Май

2014

Постоянно действующий родительский семинар «Ребенок учится тому, что видит в дому»

Николаева Т.О.,

руководитель ШМО,

Витебская епархия


31

День «Семьи, любви и верности»

 

Злотникова Н.Ю.,

заместитель директора по воспитательной работе

 


32

Август 2014

Родительское собрания: ознакомление родителей с содержанием и задачами инновационного проекта

Кораневская О.П.,

директор

 

 

Организация работы с учащимися

 

33

Ежеме-сячно

Информационный центр (Сайт, информационные пятиминутки, видеоролики)

Баталко Е.И.,

Библиотекарь

 

34

ежемесячно

Интеллектуальный турнир «Колесо истории»

 

Баталко Е.И.,

Библиотекарь

 

35

Согласно тарификации

Факультативы «Иконы», «Православная культура», «Следопыт», «Братство православных следопытов»

 

Злотникова Н.Ю.,

заместитель директора по воспитательной работе

 

36

Ежеме-сячно

Гендерное воспитание. Клуб для девушек «Стать счастливой»

Злотникова Н.Ю.,

заместитель директора по воспитательной работе

 

37

Ежеме-сячно

Гендерное воспитание. Клуб для юношей «Мужской разговор»

Злотникова Н.Ю.,

заместитель директора по воспитательной работе

 

38

Ежеме-сячно

Школьная газета «В мире православных праздников»

Николаева Т.О.,

руководитель ШМО

 

39

Сентябрь

2013

Совершение экскурсий, паломнических походов

Кабурова А.В.,

педагог-организатор


Конкурс рисунков и поделок «Красота спасет мир»

Злотникова Н.Ю.,

заместитель директора по воспитательной работе


40


41

Октябрь

2013

Православная неделя

Николаева Т.О.,

руководитель ШМО


Литературно-музыкальная гостиная  «Пока горит свеча»

Николаева Т.О.,

руководитель ШМО


42


43

Ноябрь

2013

Дружина Православных следопытов. Совершение экскурсий, паломнических походов

Кабурова А.В., педагог-организатор


44

Конкурс проектов «Православное краеведение»

Николаева Т.О.,

руководитель ШМО


45

Декабрь 2013

Фестиваль «Рождественское чудо»

Злотникова Н.Ю.,

заместитель директора по воспитательной работе


46

Акция «Твори добро»

Щербакова Д.В.,

педагог социальный


47

Конкурс рисунков «Красота божьего мира»

Витебская епархия


48

Январь

2014

Рождественские встречи.

Витебская епархия

 


49

Благотворительная акция «Не печалься малыш»

Щербакова Д.В.,

педагог социальный


50

Февраль 2014

Конкурс рисунков  «Мой ангел»

Злотникова Н.Ю.,

заместитель директора по воспитательной работе

 

51

Март

2014

Участие в творческих выставках «Божий мир глазами детей»

Злотникова Н.Ю.,

заместитель директора по воспитательной работе


52

День православной книги

Баталко Е.И.,

библиотекарь


53

Апрель 2014

Фестиваль «Пасхальный кулич»

Николаева Т.О.,

руководитель ШМО


54

Выставка «Пасха в гости к нам пришла»

Николаева Т.О.,

руководитель ШМО


55

Май

2014

Декада духовно-нравственного воспитания

Злотникова Н.Ю.,

заместитель директора по воспитательной работе


56

Конкурс «Я и моя семья», (стихи, рисунки, песни, мини-сочинения).

 

Злотникова Н.Ю.,

заместитель директора по воспитательной работе


57

Июнь

2014

Летний лагерь «Следопыты».

Злотникова Н.Ю.,

заместитель директора по воспитательной работе


58

Дружина Православных следопытов. Совершение экскурсий, паломнических походов

Кабурова А.В.,

педагог-организатор


 

 

 


9       Критерии и показатели определения эффективности инновационной деятельности

Для определения эффективности инновационной деятельности по внедрению программ духовно-нравственного воспитания в аспекте ее влияния на становление личности и социальных отношений детей определены следующие критерии и показатели:

№№ п/п

Критерии

Показатели

1.

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Личностное развитие

 

 

 

 

 

Воспитанность

 

 

 

 

 

 

 

 

Обученность

 

 

 

 

 

 

 

 

Поведение

-   преобладание созидательной направленности личности;

-   приоритет нравственных мотивов в мотивационно-потребностной сфере ребенка;

-   положительные личностные черты: честность, правдивость, отзывчивость, доброта, позитивная этническая самоидентичность, гуманность;

 

-   миролюбивое отношение к сверстникам, педагогам, членам семьи и окружающим;

-   проявление внимания и заботы о своих близких, одноклассниках, других людях;

-   конвенциальная корректность в построении отношений с представителями других конфессий;

-   стремление оказать помощь друзьям и близким, попавшим в затруднительное положение;

 

-   представление об общечеловеческих ценностях как основе социальной жизни;

-   знание социально одобряемых норм и правил взаимодействия с людьми;

-   представление о гражданственности, патриотизме, семейном долге, о нравственных основах и этике взаимоотношений мальчиков и девочек, младших и старших;

 

-   соответствие поведения, общения социально-одобряемым требованиям;

-   владение конструктивными способами предупреждения и разрешения конфликтов.

 

Предполагается использование метода наблюдения за взаимодействием детей с целью определения паттернов миролюбивого и конфликтного поведения; беседы с педагогами и родителями о динамике личностных и поведенческих проявлений детей; беседа с детьми с целью выявления их представлений о гражданственности, патриотизме, моральном поведении, о степени представленности в ролевой структуре личности набора конвенциональных ролей (я – белорус, гражданин).

 

10. Кадровое обеспечение инновационного проекта

Ф. И. О.

Занимаемая должность

 

Функция в проекте

Кораневская О.П.

Директор ГУО «Средняя школа № 10 г. Витебска»

Управление инновационным проектом

Пантелеева О.А.

Заместитель директора по учебной работе

Организация учебного процесса

Жубаркин В.Э.

Заместитель директора по учебной работе

Организация учебного процесса

Яскина В.М.

Заместитель директора по учебной работе

Организация проектной деятельности  учащихся

Злотникова Н.Ю.

Заместитель директора по воспитательной работе

Организация воспитательного процесса

Андреева Т.Э.

Педагог-психолог

Психолого-педагогическое сопровождение

Щербакова Д.В.

Педагог социальный

Социально-педагогическое сопровождение

Кабурова А.В.

Педагог-организатор

Организация и проведение воспитательных мероприятий духовно-нравственной направленности.

Баталко Е.И.

Библиотекарь

Информационное обеспечение

Николаева Т.О.

Руководитель методического объединения учителей, работающих по инновационной программе

Организует, консультирует, непосредственное осуществление образовательный процесс в инновационных классах

Миколуцкая И.Э.

Учитель русского языка и литературы

Непосредственное осуществление образовательного процесса в инновационном классе.

Романович Ж.М.

Учитель белорусского языка и литературы

Непосредственное осуществление образовательного процесса в инновационном классе.

Леошко Т.П.

Учитель истории и обществоведения

Непосредственное осуществление образовательного процесса в инновационном классе.

Шевчук Ю.В.

Классный руководитель

Непосредственное осуществление образовательного процесса в инновационном классе.

Гордюк Ж.С.

Классный руководитель

Непосредственное осуществление образовательного процесса в инновационном классе.

11. Материально-техническое обеспечение проекта

 

         Для  осуществления инновационного проекта в государственном учреждении образования  создана соответствующая материально-техническая база:

         методический кабинет по духовно-нравственному воспитанию учащихся, в котором имеются методические разработки уроков (фрагментов уроков), факультативов, внеклассных мероприятий, методическая литература. Имеется оргтехника: компьютер, множительная техника, мультимедитехника;

методическая литература  для родителей и учителей (в методическом кабинете, в библиотеке);

библиотека детской художественной литературы по вопросам духовно-нравственного воспитания, где сами ученики могут попробовать себя в роли юных библиотекарей. Как показывает практика, такая форма самоорганизации учащихся способствует росту познавательной активности даже самых «нечитающих» детей, помогая им соприкоснуться с удивительным миром книги, почувствовать художественное богатство родного языка;

актовый зал для проведения общешкольных праздников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Финансово-экономическое обеспечение

 

Инновационный проект «Внедрение модели организационно-методического обеспечения программ духовно-нравственного воспитания учащихся 8 – 9 классов на православных традициях белорусского народа» в государственном учреждении образования  «Средняя школа № 10 г. Витебска» не требует дополнительного финансирования.

 

 

 

 

 

 

13. Список литературы

 

При планировании и организации инновационной работы участники инновационного проекта руководствуются:

Соглашением о сотрудничестве между Министерством образования и науки Республики Беларусь и Белорусским Экзархатом от 20 сентября 1994 года,

ПОЛОЖЕНИЕМ о порядке, условиях, содержании и формах взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся (УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь 24.06.2011 № 838),

Инструктивно-методическими письмами Министерства образования Республики Беларусь от 15.08.1995 № 21-12/799 «Об отношении к религиозной деятельности зарубежных миссионеров в государственных учебно-воспитательных учреждениях»,

 «Об организации религиозными общинами детских оздоровительных лагерей», от 06.06.96 № 12-13/16;

 «Об отношении государственных учебно-воспитательных учреждений к религиозному обучению и воспитанию учащихся», от 16.09.1997 № 12-3/363;

«О взаимоотношениях государственных учебно-воспитательных учреждений с религиозными организациями и противодействии деструктивным сектам в учреждениях образования Республики Беларусь», от 14.06.1999 № 12-4/566;

 «О дифференцированном подходе к сотрудничеству с традиционными для республики конфессиями», от 14.12.2000 № 20-12/264;

Постановлением коллегий Министерства образования Республики Беларусь и Государственного комитета по делам религий и национальностей Республики Беларусь от 6.03.2000 г. № 4/4 «О духовно-нравственном воспитании и преодолении влияния деструктивных сект и организаций на учащуюся и студенческую молодежь»;

 «О порядке, условиях, содержании и формах сотрудничества органов управления образованием и учреждений образования Республики Беларусь со структурами Белорусской Православной Церкви в вопросах воспитательной и образовательной деятельности», от 09.09.2005 г. № 21-12/193 – 2.

 

 

В организации воспитательного процесса педагоги используют следующие пособия и методические материалы:

Пособие для учащихся А.И. Осипов «Тоталитарные секты: Технология обмана»;

Аннотированный каталог литературы «Духовно-нравственное воспитание детей на православных традициях»;

Сборник «Правовые основы взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями Республики Беларусь»;

Методические материалы для проведения в учреждениях образования праздников «Дня матери», «Рождества Христова», «Пасхи», «Радоницы», Дня Победы, Дня защитника Отечества;

Хрестоматия для педагогов и родителей «Духовно - нравственное воспитание детей на православных традициях (психологические аспекты)»;

Сборник методических материалов для заместителей директоров по воспитательной работе и классных руководителей «Школьный праздник: духовность или обрядность (из опыта работы)».

 

Олимпийский уголок Мероприятия Вопрос-ответ Контактная информация Электронное обращение Карта сайта